Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Гусь-Хрустальный филиал Музей Хрусталя им.Мальцовых

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный Владимиро-Суздальский

историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Гусь-Хрустальный филиал

Музей Хрусталя им.Мальцовых

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ – САЙТА

«Столица российского хрусталя – город Гусь-Хрустальный»

Музей Хрусталя расположен в памятнике архитектуры и живо­писи конца XIX - начала XX века - Георгиевском соборе. (1892- 1903 гг.)

Здание построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым – Мальцовым (1834-1913 гг.)

Проект собора Святого Георгия в Гусь-Хрустальном был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928 гг.)

Собор в Гусь-Хрустальном строился в течение 11 лет, с 1892 по 1903 год. Автор проекта лишь временами приезжал в Гусь - Хрустальный, непосредственное же руководство вел архитектор Георгий Яковлевич Леви(1856 – 1928 гг.), с которым Бенуа до этого проработал 12 лет. Строили собор местные владимирские мастера. Современники дали собору высокую оценку, отметив его как ху­дожественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Л.Н.Бенуа писал: «...в этот храм я вложил все, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творе­ний».

Автор спроектировал здание так, что соединил в нем традиции западноевропейской и русской архитектуры.

Собор, выполненный из кирпича, похож на древнерусскую церковь с придельными церковками, с шатрами над колокольней и папертями, с галереями и крыльцами - и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке.

В оформлении фасада Бенуа использовал декоративные элементы древнерусского зодчества. Наличники окон и порталов выполнены из белого резного камня.

Западная часть собора венчалась шатровой колокольней высо­той в 45метров.

Трехшатровая композиция с запада как-бы пере­кликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части, что делало здание легким, устремленным ввысь. Да и само сочетание естественного цвета кирпича с белым цветом камня - известняка - делает здание изысканным и нарядным.

В оформлении интерьера собора Бенуа использовал традиции западно-европейской архитектуры. Основной объем выполнен в форме базилики. Это вытянутое в плане прямоугольное про­странство, разделенное двумя рядами колонн на три продольных галереи, так называемые нефы. Средний неф, высотой в 16 мет­ров, выше боковых и верхняя часть его стен прорезана многочис­ленными окнами.

Для украшения внутреннего убранства собора были применены дорогостоящие материалы. Колонны выполнены из редкой горной породы - черного лабрадорита, привезенного из Житомирской об­ласти, Украины. На Гусевском хрустальном заводе были изготов­лены 12 хрустальных уникальных люстр, украшавших простран­ство между колоннами. Каждая люстра состояла из большого числа отдельных деталей и весила более 300 кг. Пол выложен метлахской плиткой, которая прекрасно сохранилась до наших дней, не потеряв своего нежного колорита.

Для росписи собора Ю.С. Нечаев- Мальцов пригласил выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926 гг.) Выбор этого художника был не случаен. Исполненные им в 1895-1896 гг. огромная картина-фриз «Каменный век» для только что построенного Исторического музея в Москве, росписи Владимирского кафедрального собора в Киеве принесли Вас­нецову славу крупнейшего художника - монументалиста.

В.Васнецовым для Георгиевского собора были исполнены работы: «Страшный Суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах - «О тебе радуется, Благодатная!», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

Мозаика «О тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части собора выполнена в мозаичной мастерской Владимира Александровича Фролова в С-Петербурге в 1901 г.

Особый интерес специалистов и любителей искусства вызывает живописное полотно “Страшный суд”, специально написанное для Георгиевского собора.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год художественный критик П.Гнедич писал:

"Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византин, а главное - наши старые, московского письма иконы... Картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

Страшный суд - излюбленный сюжет художников всех времен - это борьба добра и зла, любви и ненависти, созидания и разрушения. Вера в то, что любовь и добро победит. Сюжет канонический, церковный, но зрителя захватывают земные человеческие страсти.

После революции Георгиевский собор, был закрыт для верующих. В1923 г. в нем организовали Дворец Труда. Был значительно изменен внешний облик и внутреннее убранство со­бора. «Страшный суд» Васнецова был вывезен во Владимирский губернский музей. С 1926 г. по 1970 г. в Георгиевском соборе находился городской кинотеатр, швейная учетная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа.

В 1974 году памятник архитектуры и живописи - Георгиевский собор был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для создававшегося Музея Хрусталя. Начались масштабные восстановитель­ные и реставрационные работы здания, которые продолжались до 1981 года под руководством владимирского архитектора К. С. Лимоновой. Были ликвидированы мощные монолитные перекрытия, делившие собор на 2 этажа, восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, богато украшенные полосовой сталью резные створы огромных деревянных дверей, расчищены фасады, отремонтирован белокаменный цоколь.

Параллельно с восстановлением собора велась реставрация картины (1979- 1983 гг.) «Страшный суд» бригадой ленинградских реставраторов под руководством А.Я. Казакова. Были ликвидированы изломы и деформация холста, проведено дублирование картины на новый холст, тонировка утрат красочного слоя и т.д. В августе 1983 года картина Васнецова заняла первона­чальное место на западной стене Георгиевского собора.

18 мая 1983 года Музей, один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное и торжественное.

Музей Хрусталя располагает прекрасной экспозицией, которая позволяет проследить все этапы становления отечественной школы стеклоделия, начиная с середины XVIII столетия до современности, среди которых и бесценные реликвии прошлого, и подлинные шедевры художественного творчества.

Центральный неф занимает огромный ступенчатый подиум, светящий­ся мягким светом, на котором иг­рают всеми красками уникаль­ные авторские произведения ма­стеров хрусталя — наших со­временников.






А завершается эта сверкаю­щая река хрусталя возвышаю­щейся в восточной части собора ком­позицией «Гимн стеклу», со­зданной по заказу музея-запо­ведника Народными художниками РФ В. С. Му­ратовым и В. И. Касаткиным. Шестилопастная, узорная, вы­сотой почти в шесть метров композиция из черного кова­ного металла, как огромный фантастический факел, мерцает и вспыхивает бело-красными всполохами. На ней свыше 200 хрустальных цветков, а между ними матовые с сереб­ристой полосой колокола и диковинные синие и красные птицы!

В северном нефе размести­лась большая коллекция стек­ла XVIII— начала XX века.

Изысканные кубки, украшен­ные тончайшей гравировкой, массивные штофы, более

скром­ные, украшенные росписью,— продукция второй половины XVIII века.

В первой половине XIX ве­ка — свинцовый хрусталь, бо­гатая алмазная грань «брилли­ант»— изделия, украшенные ши­рокой гранью с мелкой алмаз­ной сеткой. Специфически гусевская грань — верх каждого ром­бика срезался алмазной насеч­кой в виде звездочки.

Во второй четверти XIX ве­ка алмазная огранка доводи­лась до совершенства, гусевской хрусталь на внешнем рын­ке конкурировал с английским и французским хрусталем. На всемирных выставках в Нью - Йорке, Чикаго, Вене, Париже работы мастеров из Гусь-Хрустального отмечались золотыми медалями.

Появляется цветное стекло двух- и трехслойное, стекло, имитирующее золото и сереб­ро: персидские кумганы, калья­ны, кувшины — запрос восточ­ного рынка; стекло «Золотой рубин», густо-зеленое и ярко- желтое, стекло разнообразной колористической гаммы — от пурпурного и золотого до светло - перламутровых и болотно- ­зеленых цветов. Вазы «Галле» высокие, вертикальные золо­тисто-коричневые и сине- фиолетовые с пейзажами — на цвет­ном фоне белое глушеное стек­ло рисунка — по образцу из­вестного французского худож­ника Э. Галле из Нанси... Об удивительной вазе с букетом цветов с нежно - лиловыми, ро­зовыми, бледно-зелеными из­вивающимися листьями расска­зывают трогательную легенду. В зимнюю пору для больной маленькой дочери сделал за ночь этот дивный букет мастер – стеклодув Разумей Васильев.

Жизнь целых династий и се­мей связана была, с заводом. Династия Травкиных, вла­девшая искусством гравировки на стекле. В экспозиции пред­ставлены их талантливые рабо­ты: кувшин с оленем, рюмки с виноградной лозой, фужеры с короной и вензелями, стопки с жар-птицей. Ювелирная прора­ботка рисунка, деталей орнамен­та говорят и о превосходном владении ремеслом, и о талан­те рисовальщика.

Представлены работы од­ного из мастеров династии Зубановых, славившихся особым типом ал­мазного рисунка из трав, цве­тов, вьющейся лозы, который называли «светлым растением».

В 1918 году хрустальный завод был нацио­нализирован. В трудные 20-е го­ды производились в основном простые, утилитарные вещи, обработанные машинным трав­лением, несложной гравировкой и живописью, ассортимент для широких масс. Новые сюжеты рисунков наносятся на старые формы —«20 лет Октября», «На посту», «Пятилетка в 4 года». Гусевский хрусталь отражает знаменательные события жиз­ни страны — ваза «Орден По­беды», «800 лет Москве», се­рия «Великие русские драма­турги», «850 лет Владимиру».

В начале 60-х годов на за­вод приходит группа молодых художников - выпускников Ле­нинградского и Московского выс­ших художественно-промышлен­ных училищ, организуется твор­ческая лаборатория. Начина­ются поиски, обновляется ас­сортимент продукции на каче­ственно новой эстетической ос­нове. Успехом пользуется глад­кое стекло, обогащенное краси­телями редко - земельных ме­таллов.

В Гусь-Хрустальном выросла целая плеяда талантливых художников, сложилась гусевская школа художественного стекла, художники которой создавали образцы массового производства и уникальные авторские произведения.

Изучая направления мирового стеклоделия, каждый из художников открывает новые выразительные средства, ищет свой собственный путь в формировании облика совре­менного стекла. В работах Народного художника РФ А.С Курилова гравированные сюжеты на стекле перекликаются с традициями русской народной и станковой гравюры (блюдо «Вдохновение», пластика «Навстречу»). Скульптурные композиции В.С. Му­ратова (1929- 2005 гг.), В.И. Касаткина соединили в себе богатые традиции народного гутного стекла с профессионализмом художника (объемная пластика «Гимн стеклу», вазы «Согдиана», скульптура «Скорбь»). Многочисленные рисунки алмазного гранения, созданные Народным художником РФ В. В. Корнеевым за долгие годы работы на заводе, отмечены масштабностью и четкостью, свойственной как профессиональному, так и народному искусству, и стали классикой со­временного стеклоделия (сервиз «Серебристый», штофы «Фома и Ерема»). Изящные легкие росписи на стекле художницы А.В. Корнеевой словно берут свои истоки в утонченных орнаментах эпохи модерна (композиции «Вино Цезаря», «Цветы на камнях»). Произведения В.С. Зайцева и Заслуженного художника РФ О.И. Козловой, выполненные в жанре пластики, привлекают продуманной фор­мой, пластической выразительностью, философским смыслом (композиция «Архитектура», ваза «День и ночь»). Произведения Р.Н.Аксенова отличаются образным богатством, эмоциональной содержательностью (композиции «Сотворение мира», «Туманы»).

В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла.

Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее. Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее Хрусталя проводится Фестиваль хоровой и камерной музыки «Хрустальная лира»

В небольшом уютном выставочном зале, расположенном в цоколе здания, проходят художественные, исторические, археологические, декоративно - ­прикладные, которые становятся яркими и значительными событиями в культурной жизни Гусь-Хрустального.

В планах 2012 г. будут представлены выставки:

«Отражение эпохи. Советское стекло 1917-1980 гг.» - январь- декабрь

Изделия малых серий, заказные, подарки, сувениры –Продукция Гусевского хрустального завода и заводских

художников из коллекции Владимиро - Суздальского музея - заповедника.

«Метаморфозы кованого светца» - апрель- июнь

Осветительные приборы 19 в. – нач. 20 в., хрусталь, стекло металл из коллекции Владимиро- Суздальского

музея - заповедника.

Новый музейный проект:

Выставка в 1 витрине. К юбилею Заслуженного художника - апрель

России О.И.Козловой. из коллекции Владимиро - Суздальского Музея - заповедника и автора.

Выставка живописи Марии Кокоревой (г.Владимир) - июнь- июль

Выставка в 1 витрине. К юбилею Народного художника - июль

России А.С.Курилова. из коллекции Владимиро- Суздальского Музея - заповедника и автора.

«Иконы из бересты» художника О.Кириной (г.Владимир) - июль – август

«Скульптура, культура, свобода» к 1150-летию - сентябрь - октябрь

Российской государственности (г.Москва) художник Баранов Л.М.

«Народный русский костюм». Возрождение забытых - октябрь - декабрь

навыков мастерства. Областной центр народного творчества. Г.А.Федорова.

Выставка в 1 витрине: «Советская елочная игрушка. – декабрь

40- 70-е гг. Xx в.». Из коллекции Владимиро- Суздальского Музея - заповедника.

Музей Хрусталя является центром по проведению школьных познавательных программ гуманитарно-эстетического и естественно­научного профиля:

- лекции по истории города Гусь-Хрустальный, династии стеклопромышленников Мальцовых, истории Гусевского хрустального завода, истории стеклоделия;

- праздники и музейные мероприятия:

«Новогоднее путешествие по странам» - декабрь - январь

«Рождество в музее» - январь

«Веселая масленица»

«Пасха Красная»

«Ночь в музее» - май

«Летняя мозаика» (подвижные игры, конкурсы викторины) - июнь – август

«День защиты детей» (конкурс рисунков на асфальте или мастер - классы на выставках) - 1 июня

«День Знаний» - 1 сентября

«Посвящение в первоклассники» - октябрь

«Посвящение в студенты» - октябрь

Мастер- классы на выставках - в течение года

Сегодня музей Хрусталя имени Мальцовых является гордостью города и его исторической достопримечательностью. В едином памятнике он соединяет в себе три вида искусств, воплотивших величие архитектурного творения Л.Бенуа, великолепную живопись русского художника В.Васнецова и хрустальное богатство старых мастеров и наших талантливых современников.

Храм стекла! Именно так называют этот музей и наши соотечественники, и знающие толк в хрустале итальянцы, французы, чехи…

«Дивный храм в сердце Мещеры действительно равен по своему величию и духовному значению многим великим соборам Европы. Шедевры Васнецова и удивительный мир русского хрусталя делает музей удивительным и неповторимым. Многие лета всем тем, кто вкладывает свой труд в сохранение и развитие музея!»

г.Москва. Главный хормейстер Государственного

хора им.Свешникова

Не мог и российский президент не согласиться со столь высокой, но поистине заслуженной оценкой. В.В.Путин в книге отзывов сделал запись: «Уникальный музей. Уникальные люди. Спасибо».

Приезжайте в Гусь-Хрустальный! Музей Хрусталя гостеприимно откроет Вам свои двери и познакомит с удивительным миром, где волшебную сказку создают своими умелыми руками хрустальных дел мастера.




Возврат к списку