Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Гусь-Хрустальный филиал Музей Хрусталя им.Мальцовых
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственный Владимиро-Суздальский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Гусь-Хрустальный филиал
Музей Хрусталя им.Мальцовых
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ – САЙТА
«Столица российского хрусталя – город Гусь-Хрустальный»
Музей Хрусталя расположен в памятнике архитектуры и живописи конца XIX - начала XX века - Георгиевском соборе. (1892- 1903 гг.)
Здание построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым – Мальцовым (1834-1913 гг.)
Проект собора Святого Георгия в Гусь-Хрустальном был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928 гг.)
Собор в Гусь-Хрустальном строился в течение 11 лет, с 1892 по 1903 год. Автор проекта лишь временами приезжал в Гусь - Хрустальный, непосредственное же руководство вел архитектор Георгий Яковлевич Леви(1856 – 1928 гг.), с которым Бенуа до этого проработал 12 лет. Строили собор местные владимирские мастера. Современники дали собору высокую оценку, отметив его как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Л.Н.Бенуа писал: «...в этот храм я вложил все, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творений».
Автор спроектировал здание так, что соединил в нем традиции западноевропейской и русской архитектуры.
Собор, выполненный из кирпича, похож на древнерусскую церковь с придельными церковками, с шатрами над колокольней и папертями, с галереями и крыльцами - и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке.
В оформлении фасада Бенуа использовал декоративные элементы древнерусского зодчества. Наличники окон и порталов выполнены из белого резного камня.
Западная часть собора венчалась шатровой колокольней высотой в 45метров.
Трехшатровая композиция с запада как-бы перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части, что делало здание легким, устремленным ввысь. Да и само сочетание естественного цвета кирпича с белым цветом камня - известняка - делает здание изысканным и нарядным.
В оформлении интерьера собора Бенуа использовал традиции западно-европейской архитектуры. Основной объем выполнен в форме базилики. Это вытянутое в плане прямоугольное пространство, разделенное двумя рядами колонн на три продольных галереи, так называемые нефы. Средний неф, высотой в 16 метров, выше боковых и верхняя часть его стен прорезана многочисленными окнами.
Для украшения внутреннего убранства собора были применены дорогостоящие материалы. Колонны выполнены из редкой горной породы - черного лабрадорита, привезенного из Житомирской области, Украины. На Гусевском хрустальном заводе были изготовлены 12 хрустальных уникальных люстр, украшавших пространство между колоннами. Каждая люстра состояла из большого числа отдельных деталей и весила более 300 кг. Пол выложен метлахской плиткой, которая прекрасно сохранилась до наших дней, не потеряв своего нежного колорита.
Для росписи собора Ю.С. Нечаев- Мальцов пригласил выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926 гг.) Выбор этого художника был не случаен. Исполненные им в 1895-1896 гг. огромная картина-фриз «Каменный век» для только что построенного Исторического музея в Москве, росписи Владимирского кафедрального собора в Киеве принесли Васнецову славу крупнейшего художника - монументалиста.
В.Васнецовым для Георгиевского собора были исполнены работы: «Страшный Суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах - «О тебе радуется, Благодатная!», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.
Мозаика «О тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части собора выполнена в мозаичной мастерской Владимира Александровича Фролова в С-Петербурге в 1901 г.
Особый интерес специалистов и любителей искусства вызывает живописное полотно “Страшный суд”, специально написанное для Георгиевского собора.
В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год художественный критик П.Гнедич писал:
Страшный суд - излюбленный сюжет художников всех времен - это борьба добра и зла, любви и ненависти, созидания и разрушения. Вера в то, что любовь и добро победит. Сюжет канонический, церковный, но зрителя захватывают земные человеческие страсти.
После революции Георгиевский собор, был закрыт для верующих. В1923 г. в нем организовали Дворец Труда. Был значительно изменен внешний облик и внутреннее убранство собора. «Страшный суд» Васнецова был вывезен во Владимирский губернский музей. С 1926 г. по 1970 г. в Георгиевском соборе находился городской кинотеатр, швейная учетная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа.
В 1974 году памятник архитектуры и живописи - Георгиевский собор был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для создававшегося Музея Хрусталя. Начались масштабные восстановительные и реставрационные работы здания, которые продолжались до 1981 года под руководством владимирского архитектора К. С. Лимоновой. Были ликвидированы мощные монолитные перекрытия, делившие собор на 2 этажа, восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, богато украшенные полосовой сталью резные створы огромных деревянных дверей, расчищены фасады, отремонтирован белокаменный цоколь.
Параллельно с восстановлением собора велась реставрация картины (1979- 1983 гг.) «Страшный суд» бригадой ленинградских реставраторов под руководством А.Я. Казакова. Были ликвидированы изломы и деформация холста, проведено дублирование картины на новый холст, тонировка утрат красочного слоя и т.д. В августе 1983 года картина Васнецова заняла первоначальное место на западной стене Георгиевского собора.
18 мая 1983 года Музей, один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное и торжественное.
Музей Хрусталя располагает прекрасной экспозицией, которая позволяет проследить все этапы становления отечественной школы стеклоделия, начиная с середины XVIII столетия до современности, среди которых и бесценные реликвии прошлого, и подлинные шедевры художественного творчества.
Центральный неф занимает огромный ступенчатый подиум, светящийся мягким светом, на котором играют всеми красками уникальные авторские произведения мастеров хрусталя — наших современников.
А завершается эта сверкающая река хрусталя возвышающейся в восточной части собора композицией «Гимн стеклу», созданной по заказу музея-заповедника Народными художниками РФ В. С. Муратовым и В. И. Касаткиным. Шестилопастная, узорная, высотой почти в шесть метров композиция из черного кованого металла, как огромный фантастический факел, мерцает и вспыхивает бело-красными всполохами. На ней свыше 200 хрустальных цветков, а между ними матовые с серебристой полосой колокола и диковинные синие и красные птицы!
В северном нефе разместилась большая коллекция стекла XVIII— начала XX века.
Изысканные кубки, украшенные тончайшей гравировкой, массивные штофы, более
скромные, украшенные росписью,— продукция второй половины XVIII века.
В первой половине XIX века — свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань «бриллиант»— изделия, украшенные широкой гранью с мелкой алмазной сеткой. Специфически гусевская грань — верх каждого ромбика срезался алмазной насечкой в виде звездочки.
Во второй четверти XIX века алмазная огранка доводилась до совершенства, гусевской хрусталь на внешнем рынке конкурировал с английским и французским хрусталем. На всемирных выставках в Нью - Йорке, Чикаго, Вене, Париже работы мастеров из Гусь-Хрустального отмечались золотыми медалями.
Появляется цветное стекло двух- и трехслойное, стекло, имитирующее золото и серебро: персидские кумганы, кальяны, кувшины — запрос восточного рынка; стекло «Золотой рубин», густо-зеленое и ярко- желтое, стекло разнообразной колористической гаммы — от пурпурного и золотого до светло - перламутровых и болотно- зеленых цветов. Вазы «Галле» высокие, вертикальные золотисто-коричневые и сине- фиолетовые с пейзажами — на цветном фоне белое глушеное стекло рисунка — по образцу известного французского художника Э. Галле из Нанси... Об удивительной вазе с букетом цветов с нежно - лиловыми, розовыми, бледно-зелеными извивающимися листьями рассказывают трогательную легенду. В зимнюю пору для больной маленькой дочери сделал за ночь этот дивный букет мастер – стеклодув Разумей Васильев.
Жизнь целых династий и семей связана была, с заводом. Династия Травкиных, владевшая искусством гравировки на стекле. В экспозиции представлены их талантливые работы: кувшин с оленем, рюмки с виноградной лозой, фужеры с короной и вензелями, стопки с жар-птицей. Ювелирная проработка рисунка, деталей орнамента говорят и о превосходном владении ремеслом, и о таланте рисовальщика.
Представлены работы одного из мастеров династии Зубановых, славившихся особым типом алмазного рисунка из трав, цветов, вьющейся лозы, который называли «светлым растением».
В 1918 году хрустальный завод был национализирован. В трудные 20-е годы производились в основном простые, утилитарные вещи, обработанные машинным травлением, несложной гравировкой и живописью, ассортимент для широких масс. Новые сюжеты рисунков наносятся на старые формы —«20 лет Октября», «На посту», «Пятилетка в 4 года». Гусевский хрусталь отражает знаменательные события жизни страны — ваза «Орден Победы», «800 лет Москве», серия «Великие русские драматурги», «850 лет Владимиру».
В начале 60-х годов на завод приходит группа молодых художников - выпускников Ленинградского и Московского высших художественно-промышленных училищ, организуется творческая лаборатория. Начинаются поиски, обновляется ассортимент продукции на качественно новой эстетической основе. Успехом пользуется гладкое стекло, обогащенное красителями редко - земельных металлов.
В Гусь-Хрустальном выросла целая плеяда талантливых художников, сложилась гусевская школа художественного стекла, художники которой создавали образцы массового производства и уникальные авторские произведения.
Изучая направления мирового стеклоделия, каждый из художников открывает новые выразительные средства, ищет свой собственный путь в формировании облика современного стекла. В работах Народного художника РФ А.С Курилова гравированные сюжеты на стекле перекликаются с традициями русской народной и станковой гравюры (блюдо «Вдохновение», пластика «Навстречу»). Скульптурные композиции В.С. Муратова (1929- 2005 гг.), В.И. Касаткина соединили в себе богатые традиции народного гутного стекла с профессионализмом художника (объемная пластика «Гимн стеклу», вазы «Согдиана», скульптура «Скорбь»). Многочисленные рисунки алмазного гранения, созданные Народным художником РФ В. В. Корнеевым за долгие годы работы на заводе, отмечены масштабностью и четкостью, свойственной как профессиональному, так и народному искусству, и стали классикой современного стеклоделия (сервиз «Серебристый», штофы «Фома и Ерема»). Изящные легкие росписи на стекле художницы А.В. Корнеевой словно берут свои истоки в утонченных орнаментах эпохи модерна (композиции «Вино Цезаря», «Цветы на камнях»). Произведения В.С. Зайцева и Заслуженного художника РФ О.И. Козловой, выполненные в жанре пластики, привлекают продуманной формой, пластической выразительностью, философским смыслом (композиция «Архитектура», ваза «День и ночь»). Произведения Р.Н.Аксенова отличаются образным богатством, эмоциональной содержательностью (композиции «Сотворение мира», «Туманы»).
В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла.
Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее. Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее Хрусталя проводится Фестиваль хоровой и камерной музыки «Хрустальная лира»
В небольшом уютном выставочном зале, расположенном в цоколе здания, проходят художественные, исторические, археологические, декоративно - прикладные, которые становятся яркими и значительными событиями в культурной жизни Гусь-Хрустального.
В планах 2012 г. будут представлены выставки:
«Отражение эпохи. Советское стекло 1917-1980 гг.» - январь- декабрь
Изделия малых серий, заказные, подарки, сувениры –Продукция Гусевского хрустального завода и заводских
художников из коллекции Владимиро - Суздальского музея - заповедника.
«Метаморфозы кованого светца» - апрель- июнь
Осветительные приборы 19 в. – нач. 20 в., хрусталь, стекло металл из коллекции Владимиро- Суздальского
музея - заповедника.
Новый музейный проект:
Выставка в 1 витрине. К юбилею Заслуженного художника - апрель
России О.И.Козловой. из коллекции Владимиро - Суздальского Музея - заповедника и автора.
Выставка живописи Марии Кокоревой (г.Владимир) - июнь- июль
Выставка в 1 витрине. К юбилею Народного художника - июль
России А.С.Курилова. из коллекции Владимиро- Суздальского Музея - заповедника и автора.
«Иконы из бересты» художника О.Кириной (г.Владимир) - июль – август
«Скульптура, культура, свобода» к 1150-летию - сентябрь - октябрь
Российской государственности (г.Москва) художник Баранов Л.М.
«Народный русский костюм». Возрождение забытых - октябрь - декабрь
навыков мастерства. Областной центр народного творчества. Г.А.Федорова.
Выставка в 1 витрине: «Советская елочная игрушка. – декабрь
40- 70-е гг. Xx в.». Из коллекции Владимиро- Суздальского Музея - заповедника.
Музей Хрусталя является центром по проведению школьных познавательных программ гуманитарно-эстетического и естественнонаучного профиля:
- лекции по истории города Гусь-Хрустальный, династии стеклопромышленников Мальцовых, истории Гусевского хрустального завода, истории стеклоделия;
- праздники и музейные мероприятия:
«Новогоднее путешествие по странам» - декабрь - январь
«Рождество в музее» - январь
«Веселая масленица»
«Пасха Красная»
«Ночь в музее» - май
«Летняя мозаика» (подвижные игры, конкурсы викторины) - июнь – август
«День защиты детей» (конкурс рисунков на асфальте или мастер - классы на выставках) - 1 июня
«День Знаний» - 1 сентября
«Посвящение в первоклассники» - октябрь
«Посвящение в студенты» - октябрь
Мастер- классы на выставках - в течение года
Сегодня музей Хрусталя имени Мальцовых является гордостью города и его исторической достопримечательностью. В едином памятнике он соединяет в себе три вида искусств, воплотивших величие архитектурного творения Л.Бенуа, великолепную живопись русского художника В.Васнецова и хрустальное богатство старых мастеров и наших талантливых современников.
Храм стекла! Именно так называют этот музей и наши соотечественники, и знающие толк в хрустале итальянцы, французы, чехи…
«Дивный храм в сердце Мещеры действительно равен по своему величию и духовному значению многим великим соборам Европы. Шедевры Васнецова и удивительный мир русского хрусталя делает музей удивительным и неповторимым. Многие лета всем тем, кто вкладывает свой труд в сохранение и развитие музея!»
г.Москва. Главный хормейстер Государственного
хора им.Свешникова
Не мог и российский президент не согласиться со столь высокой, но поистине заслуженной оценкой. В.В.Путин в книге отзывов сделал запись: «Уникальный музей. Уникальные люди. Спасибо».
Приезжайте в Гусь-Хрустальный! Музей Хрусталя гостеприимно откроет Вам свои двери и познакомит с удивительным миром, где волшебную сказку создают своими умелыми руками хрустальных дел мастера.