Церковь Акима и Анны
Церковь Акима и Анны представляет собой интересный памятник эпохи классицизма, сделанный по индивидуальному проекту профессионального архитектора, ориентированный на столичную архитектуру. Построена в 1816 году на средства Сергея Мальцова.
В советское время строение эксплуатировалось под хознужды различными организациями, в т.ч. пожарной частью, что привело к его неудовлетворительному состоянию. Храм начал восстанавливаться в конце 1980 годов. Церковь была переименована в Свято – Троицкую. Восстановление здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для устройства куполов были приглашены мастера из Загорска ( Сергиев – Посада).Колокола приобретались в частном порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда- то снятые с церквей и сохраненные жителями.
Часовня Святой Варвары
В 1885 году на месте старой часовни Варвары Великомученицы была построена каменная, изящной архитектуры. Белокаменный восьмигранный колодец со святым источником разместился в отдельном южном портике здания. К сожалению, имя архитектора каменной часовни остается неизвестным. В январе 1997 года при храме был вырыт пруд, который подпитывается из сильно ослабевшего святого источника и перекопанной речке Варварки. В крещенскую ночь на пруду собираются сотни горожан для совершения омовения в ледяной Иордани.
Свято троицкий храм
В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана.
Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово.
Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.
Городское озеро
Городское озеро – одна из главных достопримечательностей города, представляет собой рукотворное сооружение. За свою красоту и величавость оно по праву носит гордое имя памятника природы федерального значения.
В 1844 году внук Акима Мальцова – Иван Сергеевич начал в селе Гусь строительство бумагопрядильной фабрики. Новое производство требовало бесперебойного снабжения водой. В то время на месте озера было естественное расширение русла реки длиной «две версты» и шириной « в одну версту», до половины заросшее водной растительностью и заполненное торфом. Правый берег реки Гусь был сильно заболочен, и на него можно было попасть через мост на сваях в 23 «сажании длины». Бумагапрядильна была построена в течение двух лет. В 1847 году она уже давала продукцию. В засушливый 1848 год, река обмелела, управляющий Ефтафий Корсаков согнал сотни крепостных крестьян. Они выбрали весь торф, а затем началось строительство километровой плотины и шлюзов для спуска воды.
"Мальцовские" дома
«Мальцовские» домики Гусь-Хрустального,уже полтора века придают городу самобытность и неповторимый стиль.
Началом строительства каменных домов обязаны Ивану Сергеевичу Мальцову.В 1854г. было постоено 5 новых домов.С 1880 года Юрий Сергеевич Нечаев – Мальцов, используя местную глину и секреты местных мастеров продолжил начатое дядей строительство домов для рабочих. «Мальцовских» домов было выстроено более 400.
Георгиевский собор
Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений".
В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства.