ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Задача музея - сохранить историю Гусь-Хрустального, показать во всех подробностях кропотливую работу многих поколений его жителей, сотворивших хрустальное чудо, в научных лабораториях и заводских цехах, выпускавших стекольную продукции, не имевшую мировых аналогов, построивших город неповторимой архитектуры, город художников и поэтов. Пропаганда изобразительного и прикладного искусства среди всех слоев жителей и гостей города.
В феврале 2011 года Гусь-Хрустальный историко-художественный музей (МУК ГХИХМ) отметил свое десятилетие. Со времени образования музея сделано многое. Восстановлен периметр сгоревшего в 1999 году здания по улице Калинина д.2. Музей существенно пополнил свои коллекции экспонатами и документами, рассказывающими об истории заселения нашего края людьми, начиная с каменного века, о жизнедеятельности наших предков в средние века, об истории возникновения стеклоделия в Мещере с середины XVIII века до наших дней, об истории становления и развития предприятий города и его социальной сферы.
Музей Хрусталя расположен в памятнике архитектуры и живописи конца XIX - начала XX века - Георгиевском соборе. (1892- 1903 гг.)
Здание построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым – Мальцовым (1834-1913 гг.)
Проект собора Святого Георгия в Гусь-Хрустальном был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928 гг.)
Собор в Гусь-Хрустальном строился в течение 11 лет, с 1892 по 1903 год. Автор проекта лишь временами приезжал в Гусь - Хрустальный, непосредственное же руководство вел архитектор Георгий Яковлевич Леви(1856 – 1928 гг.), с которым Бенуа до этого проработал 12 лет. Строили собор местные владимирские мастера. Современники дали собору высокую оценку, отметив его как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Л.Н.Бенуа писал: «...в этот храм я вложил все, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творений».
Автор спроектировал здание так, что соединил в нем традиции западноевропейской и русской архитектуры.
Собор, выполненный из кирпича, похож на древнерусскую церковь с придельными церковками, с шатрами над колокольней и папертями, с галереями и крыльцами - и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке.