Благодаря деятельности нескольких поколений Мальцовых Гусь-Хрустальный стал одним из немногих провинциальных городов России, имеющих самобытный архитектурный облик. Все здания сооружались по их заказам и на их личные средства. Ряд объектов были построены по проектам известных архитекторов. Продуманное размещение промышленной, жилой и социальной зон носило прогрессивный и новаторский характер. В результате был создан уникальный градостроительный ансамбль промышленного поселения.
В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П. Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
По эскизу Васнецова выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом В.А. Фроловым, украшающая алтарную часть собора.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда". Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей, многоцветьем светоносных и золотоносных смальт как заново рожденная засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный Суд" после сложнейших работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, вернулась на свое место.
Георгиевский собор
Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений".В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П. Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
По эскизу Васнецова выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом В.А. Фроловым, украшающая алтарную часть собора.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда". Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей, многоцветьем светоносных и золотоносных смальт как заново рожденная засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный Суд" после сложнейших работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, вернулась на свое место.