Благодаря деятельности нескольких поколений Мальцовых Гусь-Хрустальный стал одним из немногих провинциальных городов России, имеющих самобытный архитектурный облик. Все здания сооружались по их заказам и на их личные средства. Ряд объектов были построены по проектам известных архитекторов. Продуманное размещение промышленной, жилой и социальной зон носило прогрессивный и новаторский характер. В результате был создан уникальный градостроительный ансамбль промышленного поселения.
В 1885 году на месте деревянной часовни началось строительство каменного здания изящной архитектуры, к 1885 году все работы были завершены, и белокаменный восьмигранный колодец со святым источником разместился в отдельном южном портике здания. К сожалению, имя архитектора каменной часовни пока остается неизвестным.
А через дорогу, между пятиэтажными домами №2 и №4 по улице Коммунистической, у источников возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила название "Три ключика". Вода здесь была исключительно чистой и использовалась жителями для бытовых нужд. В 50-х годах Свято-Троицкая часовенка была разрушена, но одна из соседних улиц получила название Ключевая.
После революции в 30-х годах часовню святой Варвары закрыли, и в ней разместился пищеблок. Здесь стали варить сироп, делать детские леденцы-петушки, печь пряники. Мощными швеллерами помещение было перекрыто, и в нем устроен второй этаж. Однако почти каждый год перед престольным праздником в здании случался пожар, а в середине 50-х годов огонь уничтожил деревянные своды.
После пожара крышу часовни сделали плоской. Пищеблок сменила мастерская похоронного бюро, где плелись ритуальные венки. В 70-х годах часовню отдали под гараж треста столовых. Святой источник со временем завалили старыми аккумуляторами и прочими отходами. К старинному зданию пристроили еще ряд кирпичных хозяйственных строений.
После того как в 1989 году Иоакиманский храм был возвращен верующим, встал вопрос и о часовне. В 1991 году она была передана центральному храму. Восстановлением часовни занялся иерей Иоакиманской церкви Александр Михеев. На призыв к прихожанам оказать содействие откликнулось достаточно много жителей города и района, которые со временем образовали самостоятельный приход. В 1993 году владыка Евлогий высказал предложение сделать в часовне алтарь. Иконостас был найден в приделе Флора и Лавра церкви в селе Крюково, превращенном в хозяйственный склад. Примечательно, что первая икона, внесенная в новый храм, была именно икона святой великомученицы Варвары. В феврале 1994 года Свято-Варваринский приход был зарегистрирован, а Александр Михеев назначен его настоятелем.
Восстановлением занимались сами верующие. Самое активное участие принимали О.Маринцева, В.Горбунов, В.Гилаури, Р.Черкасова, коллектив школы №7 (дир. Царев В.), было много подростков, а один из них Подсевалов Алексей стал недавно вторым священником храма. Купола рубил прихожанин Дмитрий Иванов, Главный крест делался в частном гараже Владимиром Бекушевым и был поднят с помощью техники противопожарной охраны 14 сентября 1995 года (10 лет назад). Внутреннюю настенную и потолочную роспись темперными красками выполнил местный иконописец Алексей Савельев. Большинство икон в храме-часовне старинные. Недавно по специальному заказу для храма написаны иконы Петра Великодворского и Георгия Победоносца. Их выполнил еще один местный иконописец Дмитрий Виноградов.
Из числа предприятий, ставших первыми меценатами в деле восстановления часовни, следует отметить Хрустальный завод (дир. В.Абрамов), Армагус (дир. А.Березкин), Стекловолокно (дир. А.Гарин). А в начале 90-х годов обнаружился и валун с девичьим следом. Его один предприимчивый хозяин еще до войны пытался увезти в свой двор под фундамент, да лошадь валун далеко везти отказалась. Так и остался он, брошенный на краю дороги, пока одна из гусевчанок почтенного возраста не рассказала о нем настоятелю.
В январе 1997 года при храме с большим участием прихожанина Юрия Шилова вырыт пруд, который подпитывается из сильно ослабевшего святого источника. В Крещенскую ночь на пруду собираются сотни горожан для совершения обрядового омовения.
Часовня Святой Варвары
Версия о том, что часовенка была прикладбищенской, не выдерживает критики, потому что старое кладбище до 50-х годов XX века находилось недалеко от рынка, там, где ныне стоит здание районной администрации на улице Карла Либкнехта и детского садика. В 30-х годах захоронения на старом кладбище были прекращены, в 50-х годах его сровняли с землей, а в середине 60-х годов началась его застройка жилыми домами, при этом экскаватор извлекал из земли огромное количество костей и человеческих черепов.В 1885 году на месте деревянной часовни началось строительство каменного здания изящной архитектуры, к 1885 году все работы были завершены, и белокаменный восьмигранный колодец со святым источником разместился в отдельном южном портике здания. К сожалению, имя архитектора каменной часовни пока остается неизвестным.
А через дорогу, между пятиэтажными домами №2 и №4 по улице Коммунистической, у источников возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила название "Три ключика". Вода здесь была исключительно чистой и использовалась жителями для бытовых нужд. В 50-х годах Свято-Троицкая часовенка была разрушена, но одна из соседних улиц получила название Ключевая.
После революции в 30-х годах часовню святой Варвары закрыли, и в ней разместился пищеблок. Здесь стали варить сироп, делать детские леденцы-петушки, печь пряники. Мощными швеллерами помещение было перекрыто, и в нем устроен второй этаж. Однако почти каждый год перед престольным праздником в здании случался пожар, а в середине 50-х годов огонь уничтожил деревянные своды.
После пожара крышу часовни сделали плоской. Пищеблок сменила мастерская похоронного бюро, где плелись ритуальные венки. В 70-х годах часовню отдали под гараж треста столовых. Святой источник со временем завалили старыми аккумуляторами и прочими отходами. К старинному зданию пристроили еще ряд кирпичных хозяйственных строений.
После того как в 1989 году Иоакиманский храм был возвращен верующим, встал вопрос и о часовне. В 1991 году она была передана центральному храму. Восстановлением часовни занялся иерей Иоакиманской церкви Александр Михеев. На призыв к прихожанам оказать содействие откликнулось достаточно много жителей города и района, которые со временем образовали самостоятельный приход. В 1993 году владыка Евлогий высказал предложение сделать в часовне алтарь. Иконостас был найден в приделе Флора и Лавра церкви в селе Крюково, превращенном в хозяйственный склад. Примечательно, что первая икона, внесенная в новый храм, была именно икона святой великомученицы Варвары. В феврале 1994 года Свято-Варваринский приход был зарегистрирован, а Александр Михеев назначен его настоятелем.
Восстановлением занимались сами верующие. Самое активное участие принимали О.Маринцева, В.Горбунов, В.Гилаури, Р.Черкасова, коллектив школы №7 (дир. Царев В.), было много подростков, а один из них Подсевалов Алексей стал недавно вторым священником храма. Купола рубил прихожанин Дмитрий Иванов, Главный крест делался в частном гараже Владимиром Бекушевым и был поднят с помощью техники противопожарной охраны 14 сентября 1995 года (10 лет назад). Внутреннюю настенную и потолочную роспись темперными красками выполнил местный иконописец Алексей Савельев. Большинство икон в храме-часовне старинные. Недавно по специальному заказу для храма написаны иконы Петра Великодворского и Георгия Победоносца. Их выполнил еще один местный иконописец Дмитрий Виноградов.
Из числа предприятий, ставших первыми меценатами в деле восстановления часовни, следует отметить Хрустальный завод (дир. В.Абрамов), Армагус (дир. А.Березкин), Стекловолокно (дир. А.Гарин). А в начале 90-х годов обнаружился и валун с девичьим следом. Его один предприимчивый хозяин еще до войны пытался увезти в свой двор под фундамент, да лошадь валун далеко везти отказалась. Так и остался он, брошенный на краю дороги, пока одна из гусевчанок почтенного возраста не рассказала о нем настоятелю.
В январе 1997 года при храме с большим участием прихожанина Юрия Шилова вырыт пруд, который подпитывается из сильно ослабевшего святого источника. В Крещенскую ночь на пруду собираются сотни горожан для совершения обрядового омовения.