Благодаря деятельности нескольких поколений Мальцовых Гусь-Хрустальный стал одним из немногих провинциальных городов России, имеющих самобытный архитектурный облик. Все здания сооружались по их заказам и на их личные средства. Ряд объектов были построены по проектам известных архитекторов. Продуманное размещение промышленной, жилой и социальной зон носило прогрессивный и новаторский характер. В результате был создан уникальный градостроительный ансамбль промышленного поселения.

Свято троицкий храм

Свято троицкий храм

СВЯТО ТРОИЦКИЙ ХРАМ
В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана.
Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово.
Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.
В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным. Поэтому в 1848 году к нему была пристроена теплая трапеза, освященная в 1850 году во имя Святой Живо-начальной Троицы. В 1871 году весь храм стал теплым. Он был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии.
Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух псаломщиков. Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем завода.
В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику господина Ю.С.Нечаева-Мальцова посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря известному филантропическому (благотворительному) настроению почтенного хозяина, рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, коим подвергаются рабочие многих других фабрик.
За оправление треб (заказных служб) в конторе и в больнице священники получали от Мальцева по 134 рубля в год, дьякон - 67 рублей, псаломщики - по 28 рублей, а также имели приличный доход от служб. За храмом числилось около 50 десятин (54 га) земли. Позднее к Иоакимоанской церкви была приписана и Вековская фабрика. Улица Большая Московская стала именоваться Акиманской.
Священнослужители храма вели большую борьбу с расколом, за что священник Иоанн Казанский, член братства святого благоверного князя Александра Невского получил в 1890 году признательность от Епархии.
Стены храма были живописно расписаны. Большая схожесть настенных и ряда потолочных сюжетов с картинами В.Васнецова в Георгиевском соборе позволяет предполагать, что роспись была сделана в начале XX века.
Революция 1917 года породила в Гусь-Хрустальном большие противоречия. С одной стороны пролетарское население поселка в целом приняло идеи большевиков. С другой стороны в течение века здесь была воспитано большое почитание Бога и церкви. В 1925 году имущество храма пополнилось утварью из закрытого Георгиевского собора, но вскоре карающий меч строителей коммунизма коснулся и старейшего здания города.
Существует версия, что службы в церкви прекратились после Духова дня (следующий день после Троицы) в 1938 (и даже в 1936) году. По официальным же документам, хранящимся в архиве Ивановской области, следует, что, когда 15 марта 1940 года райисполком принял решение о закрытии Иоакиманской церкви, не сумев ее даже правильно назвать (в документах значится "Иоанноактимов-ской"), гусевчане выступили в защиту храма. И только после длительной переписки верующих с органами власти, собраний рабочих предприятий города Гусевским райисполкомом 1 октября 1940 года было принято повторное решение о закрытии. 12 ноября 1940 года оно было утверждено решением Ивановского облисполкома. Колокола были сняты, купола порушены. В неопределенное время были осквернены и находящиеся за алтарем склепы.
В 1941 году в церкви разместили механические мастерские стекольного техникума. В 1946-48 годах здесь был склад горторга. В 1948 году верующие снова обратиоись к власти с просьбой отдать здание православной общине, но получили отказ. В 1949 году в церковное здание переехала пожарная часть. Автомобили в ту пору были редкостью, ездили на лошадях, потому превратили церковь в конюшню. Противопожарная часть просуществовала здесь до 80-х годов, после чего ее место заняла служба вневедомственной охраны.
Возрождение храма началось в 1989 году с образования" в Гусь-Хрустальном православной общины, начавшей проводить работы по очистке здания церкви от последствий соцреализма. 6 августа 1989 года секретарь Владимирской епархии протоиерей Георгий Горбачев отслужил здесь первую литургию. В этом же месяце настоятелем Иокимоанской церкви был назначен протоиерей Иоанн Кравченко, прибывший в Гусь-Хрустальный из Князь-Владимирского храма во Владимире.
Церковь была переименована в Свято-Троицкую с сохранением всех приделов. Здание находилось в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, через алтарь шла лестница на устроенный в храме второй этаж, где располагалось несколько квартир, настенные росписи были закрашены суриком и забелены, естественные оконные проемы заложены, а в стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот.
Восстановление здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для устройства куполов были приглашены мастера из Загорска (Сергиева-Посада). Белый камень привозили из Добрятино, и его обработкой занималась бригада под руководством загорского мастера Юрия Древаля. Окна и рамы изготовил гусевской столяр Виктор Скворцов. Большую работу по промывке потолочной росписи сделал местный самодеятельный художник В.Абубекеров. Написанием икон занимались мастера из Наро-Фоминска, хотя сохранились и старинные иконы из Иоакимоанской, Николопольской, Заколпской церквей, а также остатки иконостаса из Губцева.
Колокола приобретались в частном порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда-то снятые с церквей и сохраненные жителями.



Возврат к списку